На автофорумах вопрос «почему не крутит стартер на ваз 2114?» встречается очень часто. Причин для его выхода из строя много, поэтому и диагностика затруднена. В этой статье будет рассказано, по какой причине не работает стартер на ВАЗ 2114 и как его диагностировать.
Что собой представляет стартер на ВАЗ 2114
Стартер – это, по сути, маленький двигатель, только электрический. Основная его задача – двигать коленчатый вал. Основную работу он производит до тех пор, пока топливная смесь не воспламенится. Тогда уже в работу включается распредвал, и автомобиль заводится.
Как и любой электродвигатель, он состоит из ротора и статора (якоря), которые запускаются электрическом от аккумулятора.
Внешние причины неработоспособности
Причины, почему не крутит стартер ВАЗ 2114, можно разделить на две категории: внешние и внутренние.
К внешним относятся любые неисправности, напрямую не относящиеся к предпусковому узлу. Зачастую в неработоспособности виновен аккумулятор. Это может быть:
- Низкий заряд. Проверьте напряжение на клеммах АКБ. Оно должно быть не ниже 12В, а в идеале – 12,6 В.
- Деградация свинцовых пластин. Симптомы аналогичны, но причина другая. В этом случае АКБ «изжил свое» и его требуется заменить. Впрочем, может помочь переполюсовка.
- Смещение плотности электролита. В идеале она должна быть в пределах 1,23-1,4 г/см3. Если плотность больше/меньше – поправите ее, долив серной кислоты или дистиллированной воды.
В некоторых случаях проблема кроется в плохом контакте. Например, окисление клемм АКБ, вследствие попадания влаги. На поверхности образуется мутно-серая пленка, которую нужно счистить механически. Для надежности можно покрыть клемму медной смазкой.
Также возможен нагар. Он образуется вследствие редкого скачка тока, что говорит о проблемах с АКБ. В этом случае ее можно заменить.
Зимой аккумулятор может разряжаться из-за холода. Если гараж неотапливаемый, или вы паркуете автомобиль на улице, жидкость может густеть. Исправить это возможно отогреванием: занесите АКБ в квартиру и дайте полчаса постоять в тепле. Обратите внимание, к батарее подносить его нельзя!
Еще одна причина, почему не срабатывает стартер ВАЗ 2114 – проблема с втягивающим реле. Обычно происходит прогар провода на массе: он покрывается черным нагаром. Попробуйте почистить его механически и подключить заново. Диагностируется проблема просто: стартер не щелкает при включении, т.к. этот звук издает именно реле.
Внутренние причины, почему стартер может выйти из строя
Редкая неисправность стартера на ВАЗ – прогорания якоря. В этом случае обмотка обрывается из-за превышения по току. Ремонту такая поломка не поддается – остается только полная замена якоря или стартера целиком.
К механическим поломкам может относится:
- стесывание зубьев;
- износ муфты;
- износ зубчатого венца маховика.
Во всех случаях присутствует одинаковый симптом: резкий металлический треск при работе. Зубья проскакивают, образовавшаяся стружка застревает и создает характерный звук.
Механические поломки не поддаются ремонту, т.к. восстановление зубьев произвести невозможно. Причина неисправности, как правило, кроется в неправильной эксплуатации автомобиля, например, в езде на стартере.
Также характерная черта: при повороте ключа, ВАЗ издает характерные щелчки реле, т.е. электрическая часть в полном порядке.
Нередко встречаются проблемы с щетками. Если реле щелкает, но стартер не крутит, это может говорить об износе.
Щетки – это графитовые столбики, которые передают напряжение от статора ротору. Внутри появляется электромагнитный контур, создающий то самое вращение. Со временем они стираются, от чего ток перестают передвигаться. Т.к. щетки – это расходник, их достаточно просто заменить на новые.
Кстати, если это щетки – попробуйте ударить ручкой отвертки по их креплению. Удар чуть их подвинет и стартер снова заработает, но это временное решение.
Советы специалистов: проверяем работу стартера
Итак, чтобы однажды не обнаружить, что на вашем ВАЗ 2114 плохо или вовсе не крутит стартер – следуйте рекомендациям:
- Проверяйте контактную группу как на АКБ, так и на самом стартере. Если где-то есть нагар или окислы – счистите их механически. Если оксидная пленка появляется регулярно – замените аккумулятор на новый. В целях профилактики можно покрыть клеммы медной смазкой, и не забудьте проверить провода!
- Проверяйте аккумулятор. Для начала – замерьте напряжение на клеммах. Если напряжение в норме (12,6 В +- 0,5 В) – ареометром замерьте плотность электролита (нормы были указаны выше).
- Прозвоните обмотку втягивающего реле. Если между ними короткое замыкание – необходима замена.
- Осмотрите штекер электродвигателя и выключения зажигания. На них не должно быть нагара и копоти. Если есть – в первую очередь замените кабели.
- Прокрутите якорь стартера. Он должен двигаться с минимальным усилием. Если есть скрип – скорее всего проблема механическая. Также попробуйте прозвонить обмотку — не должно быть обрыва.
- Осмотрите коллектор. Копоть говорит о перегорании. Если машина не заводится — придется его заменить.