Статья создана при поддержке наших партнеров https://katalizatoroff.ru/. Компания занимается приемом отработанных автомобильных катализаторов
Каждый автомобиль состоит из нескольких систем, которые разбиваются на компоненты. Как и человеческий организм, они работают в тесном взаимодействии. В случае поломки одной из частей страдает весь автомобиль, увеличивается износ и расход топлива, снижается безопасность. Автомобильный катализатор — это не что иное, как керамическая или металлическая губка, через которую проходят выхлопные газы.
При правильной работе трансмиссии, эффективном двигателе и отсутствии серьезных механических повреждений под капотом, каталитического нейтрализатора хватает примерно на 100000 километров пробега. После превышения этого расстояния его эффективность начинает значительно снижаться, при этом можно заметить значительное падение оборотов двигателя, а также выброс облаков дыма из выхлопной трубы. Что такое катализатор? Как распознать неисправности этого элемента?
Конструкция катализатора и его работа
Снаружи деталь немного похожа на глушитель. Это часть выхлопной системы. Она закрыта в жестяной банке, которая работает при температуре от 400 до 800 градусов. Указанная металлическая банка наполнена особой структурой на основе платины, палладия и родия. Использование благородных металлов часто делает автомобильные катализаторы одним из самых дорогих компонентов.
Как работает катализатор? Его задача — уменьшить количество токсичных веществ, содержащихся в выхлопных газах.
Благодаря материалу, из которого изготовлена конструкция элемента, существует два типа автомобильных катализаторов: керамические и металлические. Компонент в старых моделях автомобилей размещался на выхлопной трубе. В настоящее время он устанавливается непосредственно в выпускной коллектор. В основном это связано с более строгими стандартами чистоты выхлопных газов и экологией. Однако благодаря этому он работает намного эффективнее, поскольку быстрее нагревается. Конструкция катализатора также обеспечивает ему срок службы не менее 100000 километров. Однако время от времени этот интервал короче, и первые проблемы начинаются после 60 000 км.
Как можно повредить автомобильный катализатор?
В принципе, это непросто, но на поломку влияет масса факторов. Наиболее частая неисправность — это повреждение каталитического нейтрализатора из-за охлаждения выхлопной системы. Речь идет о резком перепаде температуры. Если наполнение катализатора начинает перемещаться из-за мелких дефектов внутренней структуры, износ будет намного быстрее. Такие случаи встречается реже при металлических вставках, но керамические модели иногда ломаются полностью.
Другой проблемой будет регулярная езда с двигателем на богатой смеси, которая не достигает нужных температур. Почему? Из-за того, что несгоревшее топливо не соответствует принципу работы катализатора. Необработанная смесь попадает в выхлопную систему и сгорает только тогда, когда вступает в контакт с керамическим покрытием катализатора, что вызывает чрезмерную эксплуатацию из-за повышения температуры компонента. В таких условиях срок службы катализатора сокращается до 75%.
Одна из самых распространенных проблем — выход из строя катализатора из-за плохо работающей системы автомобилей работающих на газе. Хорошо отрегулированная газовая установка существенно не влияет на состояние катализатора. Однако, когда смесь слишком богатая, каталитический нейтрализатор может быть поврежден всего через несколько сотен километров. Проблема в большом содержании серы в топливе. Если установка неправильно установлена или настроена, сера, если она не обработана, очень быстро забивает вставку нейтрализатора.
Самые частые неисправности и как их избежать
Когда известно, что такое катализатор, нужно выяснить, как он ломается, также стоит обратить внимание на основные симптомы повреждения. Каталитический нейтрализатор — это не только очиститель выхлопных газов, от него зависит процесс сгорания топлива, а также правильная работа двигателя.
Катализаторы в автомобилях, вопреки всему, являются довольно прочными компонентами. Разработчики проектируют их для работы в неблагоприятных условиях. Это касается огромного перепада температур, воздействия влаги, а также механических повреждений. Некоторые из старых типов гораздо менее устойчивы к механическому износу. Как это влияет на дальнейшую работу? Когда керамический сердечник изнашивается, система зажигания может выйти из строя. Топливо будет сжигаться в каталитическом нейтрализаторе, а не в цилиндре. В этой ситуации основным признаком неисправности катализатора будет падение мощности. Сразу будет заметно более низкая производительность и более тяжелая работа двигателя. Это характерно. Кроме того, можно услышать шум, похожий на звон или дребезжание возле ходовой части.
В более новых автомобилях о повреждении каталитического нейтрализатора сигнализирует индикатор CHECK на приборной панели. Однако стоит иметь в виду, что это один из многих факторов, которые могут вызвать загорание индикатора. В такой ситуации водители очень часто снимают катализатор, а затем ставят на его место кусок выхлопной трубы.
Автомобильный катализатор — как устранить неисправность?
В такой ситуации достаточно воспользоваться помощью специалиста. Он может устранить неисправность двумя способами. Заменить компонент на новый или установить восстановленный эквивалент. Однако не стоит выбирать б/у компонент, который не ремонтировали, потому что он часто выходит из строя в течение короткого времени после покупки. Цены на катализатор очень высоки из-за материалов, используемых при его производстве. Но на рынке представлен широкий спектр более дешевых альтернатив. Стоимость ремонта зависит от того, насколько новый автомобиль. Старые обойдутся дешевле в ремонте, так как они оснащены гораздо менее сложной выхлопной системой.