Бывает так, что вчера все было хорошо, а сегодня машина не заводится! Это всегда внезапно, особенно когда речь идет о стартере. Из этой статьи вы узнаете основные причины его неисправностей, а также способы их устранения.
Как понять, что стартер не крутит
Очень просто: если вы прокручиваете ключ в замке – ничего не происходит. Иногда стартер жужжит, но не крутит двигатель, а иногда звуков нет вообще.
Во втором случае винить также можно аккумулятор, но если слышите нетипичные для автомобиля звуки – вероятнее всего проблема в стартерном узле.
Почему не крутит стартер
Причин, почему не крутит стартер – много, поэтому рассматривать их нужно глубинно и по отдельности.
Низкий заряд аккумулятора
В этом случае стартер щелкает втягивающим реле, жужжит, но двигается очень «вяло». Двигатель не запускается, а лампочки на приборной панели либо тусклые, либо вообще не зажигаются.
Из-за слабого заряда, которого хватает только на реле, воспроизводятся только характерные щелчки.
В этом случае необходимо проверить заряд АКБ мультиметром. Он не должен быть ниже 12 В. Если он упал слишком низко – зарядите его. Особенно часто эта неисправность встречается в мороз.
Окисление контактной группы
В этом случае стартер не срабатывает либо работает медленно. Появление окислов на стальных контактах — нормальный процесс, происходящий под воздействием влаги из воздуха.
Зимой, особенно в температурно нестабильных регионах, окисление встречается особенно часто.
Образовываться они могут на:
- контактах аккумулятора;
- соединениях реле;
- «массе» мотора.
Ржавчина не пропускает электрический ток, чем и обусловлена неисправность. Окислы лучше снять механически мелкой наждачной бумагой. Чтобы они не образовывались в дальнейшем – используйте медную или графитную смазку.
Проблемы в цепи управления
Характерный симптом: при повороте ключа машина не заводится, никаких звуков и движений не наблюдается. Вообще, проблема встречается редко, но проверить ее необходимо.
Из-за перегорания замка или обрыва провода на втягивающее реле не поступает ток. Стартер запустится физически неспособен, т.к. из цепи он исключен.
Зачастую замок ломается из-за перемерзания, поэтому зимой проблема особенно актуальна, если гараж неотапливаемый.
Диагностируется просто: тестером проверьте, есть ли напряжение на втягивающем реле в процессе зажигания. Если ток присутствует – все хорошо и поломка не в этой группе. Если нет – придется искать виновного и заменять.
Поломка втягивающего реле
Ситуация аналогичная предыдущей: стартер не издает звуков и признаков движения. Проблема тоже похожая: на него не поступает ток из аккумулятора.
Обратите внимание, что характерных щелчков при этом не будет. Как завести машину в таком случае?
Проще всего – полная замена реле. Оно стоит недорого и продается в автомагах: смотрите номер на корпусе или покупайте по модели автомобиля.
Некоторые виды реле стартера разборные. В этом случае можно разобрать корпус и осмотреть контакты. Часто на них образуется нагар, который и препятствует движению тока. Его можно счистить шкуркой и покрыть медной смазкой.
Если сгорели пятаки – ремонт не имеет смысла, и остается только замена.
Износ щеток
Если реле щелкает, но работает, а стартер не крутит – возможно проблема в щетках. Они представляют собой графитовые столбики, а их задача – передача тока внутри якоря. Зимой их износ сильнее, т.к. требуется больше мощности для запуска.
Щетка – это расходник с заложенным сроком эксплуатации. Достаточно вытащить их из стартера и купить аналогичные.
Есть и временная мера: без «фанатизма» постучите по щеточной группе отверткой или небольшим молотком. Щетки чуть продвинутся, и контакт возобновится.
Пробой обмотки якоря
Неприятная поломка стартера, при которой понадобится полноценная замена. Из-за перенапряжения проволока перегорает, поэтому цепь обрывается. В этом случае слышен щелчок, но вот движения нет.
Поломка встречается достаточно редко, но является естественной для некоторых видов автомобилей. В бюджетной категории нередко встречается стружка между витками обмотки, что приводит к замыканию, перегреву и обрыву.
В мороз пробои часто появляются из-за перемерзания лака. Он трескается и создает внутренние замыкания, что приводит к перегоранию.
Самостоятельного «лечения» нет. За дефектовкой лучше обращаться в сервис, т.к. нужна полная замена.
Отклейка магнита
Еще одна причина, почему стартер не крутится – отклейка магнитов, которая в ряда агрегатов заменяет обмотку. Если клей отсырел или пересох, то пластина смещается, что нарушает электромагнитную цепь. Отклейка обычно происходит из-за перемерзания липкого слоя.
Для приклейки понадобится специальный клей. Он схватывает довольно быстро, а сделать это можно самостоятельно. Обратите внимание, зимой заниматься подклейкой в неотапливаемом гараже не стоит – из-за мороза клей может не застыть.
Клин муфты
В этом случае в муфту попадает смазка из-за чего бендикс не может перейти в рабочее состояние. Проблема достаточно редкая и, как правило, встречается в период оттепели.
Лечится заменой бендикса и очисткой муфты от смазки. В некоторых случаях можно прокрутить стартер, но не более 5-7 секунд! Очень легко сточить зубья, после чего понадобится замена.
Изношенность втулок и подшипников
Стартер либо крутится с усилием и «хрустом», либо ничего вообще не происходит. Проблема особенно характерная для втулок, т.к. они не имеют опоры для осевого вращения, в связи с чем быстро разбиваются.
Ротор же при нагреве чуть расширяется, отчего начинает давить на сломанные стенки, а после остывания на морозе деформируется. В итоге возможно расклинивание и остановка.
Единственный выход – полная замена, которую лучше производить в СТО: для этого понадобится съемник и пресс.
Изношенность зубов бендикса
В этом случае вращение происходит с громким скрежетом и металлическим скрипом. Дефект естественный, т.к. со временем из-за высокого трения происходит стачивание.
Единственный способ решения проблемы – замена. Наращивание и проточка зубов ничего не даст. Как правило, дефект не появляется сразу, а постепенно. Именно от него «под капотом что-то скрипит», особенно на старых автомобилях.
Аналогичная проблема встречается и с венцом маховика, который расположен рядом с бендиксом. Решается проблема аналогично, но замена производится заметно сложнее.