В дизельных двигателях спецтехники для подачи топлива используется топливный насос высокого давления — ТНВД. Эта деталь обеспечивает бесперебойную подачу топлива и является отличительной чертой дизельных машин — у тех, кто работает на бензине, ее нет. Но иногда ТНВД выходит из строя. Нетрудно догадаться, что перебои с подачей топлива плохо скажутся и на работе машины, и на ее состоянии. Длительное использование машины с неисправным или изношенным ТНВД нередко приводит к поломкам других систем. Как распознать неисправность топливного насоса, устранить и предотвратить ее?
Признаки поломки ТНВД
Когда ТНВД выходит из строя полностью, топливо не подается вообще — машину нельзя завести. Но насос обычно сигнализирует о своей изношенности еще до того, чтобы окончательно сломаться:
- расход топлива значительно увеличивается, при этом мощность техники либо остается на том же уровне, либо падает;
- двигатель на малых оборотах работает крайне нестабильно, может заглохнуть;
- мотор перегревается даже при слабых нагрузках;
- техника отказывается запускаться, особенно в холодное время года;
- выхлопных газов выходит слишком много;
- двигатель работает шумно, издавая нехарактерные звуки.
Как проверить ТНВД
В «полевых условиях» ТНВД проверить практически невозможно. Для этого нужен стенд, который сможет сымитировать работу детали в нормальных условиях, поэтому для диагностики топливного насоса стоит обратиться в автосервис. Купить такой стенд самостоятельно неразумно — стоимость этого оборудования сопоставима с ценой обычного автомобиля.
Если вам срочно нужно проверить исправность ТНВД, а подходящего автосервиса рядом нет, можно купить тестер ТАД-01А. С его помощью нужно проверить давление в плунжерной паре. В норме давление должно быть не меньше 300 кг/кв.см. Если давление ниже, то плунжерная пара изношена, и ТНВД подлежит замене.
Профилактика поломок
Топливный насос — достаточно дорогая деталь, так что водителю и владельцу техники стоит задуматься о профилактике — предотвратить поломку гораздо дешевле, чем устранить ее.
ТНВД обычно выходит из строя из-за качества топлива — чем дешевле и хуже используемый дизель, тем быстрее изнашивается деталь. Одна из наиболее частых причин поломки — это загрязнение плунжеров насоса. Плунжеры забиваются мелкими частичками, которые содержатся в некачественном топливе. Плохой дизель может содержать и воду — она тоже не лучшим образом сказывается на состоянии детали.