Сегодня транспорт может использовать любой пассажир. Между тем, сейчас особое внимание приобретает грузовой транспорт: автомобильный, железнодорожный, речной или морской, а также транспортная авиация. В современных условиях основные правила и особенности международных автомобильных грузоперевозок представляют собой обязательное к применению требования правовой природы, документ, регламентирующий условие перемещения товаров и продукции. В настоящее время любая доставка или транспортировка груза должна быть надежной и безопасной, поэтому выбирая способ и средство для перемещения товара необходимо заключать специальное соглашение или договор, принимать во внимание страхование груза.
Как правило, организация грузоперевозки возлагается на компании, специализирующиеся в данной сфере. Такая компания должна являться гарантированно ответственным поставщиком транспортной услуги, а также грамотно определять оптимальный вид грузоперевозки. Российский формат работы в этом направлении не имеет существенных отличий от принципов, которыми руководствуется в настоящее время Европа. При этом, каждое государство ориентируется на определенную базу. В нее входит Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов. Кроме того, Россия имеет собственное национальное законодательство, посредством которого должно осуществляться регулирование перемещения грузов.
Специфика международных перевозок
Современные варианты внешнеэкономической деятельности напрямую взаимосвязаны с аспектами международных перевозок, а также с вопросами таможенного оформления грузов. На сегодняшний день основные правила и особенности международных автомобильных грузоперевозок, а также транспортировки товара, любая развивающаяся страна, как и абсолютно каждое прогрессивное государство формулируют в первую очередь, что обусловлено значимостью рассматриваемой сферы. Каждый год появляются новые, более перспективные направления деятельности, включая современный транспортный или автотранспортный сервис.
Услуга, называемая сегодня «международной перевозкой грузов», взаимосвязана с процедурой пересечения национальных границ. Правовое поле определяется действующими в настоящее время международными транспортными конвенциями. В них излагаются единообразные требования, предъявляемые ко всем транспортным документам. Помимо прочего, четко определяются все процедуры по пересечению национальных границ и ответственность, возлагаемой на перевозчиков. Кроме того, в каждой стране существуют свои собственные правила, прямо касающиеся международных перевозок. Именно такими правилами устанавливаются размеры таможенных пошлин и процедуры для таможенного оформления товаров. В государствах Таможенного союза действуют единые правила перевозки грузов, которые должна соблюдать каждая сторона.
Каждое такое разрешение и регламент объединено в Таможенном кодексе Таможенного союза. Как показывает практика, таможенное оформление осуществляется поэтапно:
- Таможенное оформление в стране экспорта. Указанный термин относится к процессу оформления пакета документации, необходимой для экспорта товаров и продукции из государства-производителя, или продавца. Обязательными в этом плане являются все документальные доказательства оснований для экспорта, представленные договорами, сертификатами и лицензиями, другими необходимыми для экспорта документы. Результатом является получение специальной декларации на экспортируемый товар.
- Перемещение товаров или продукции через границу. Пересечение границы предполагает загрузку товара или продукции непосредственно в транспортное средство и, при необходимости, опечатывание таможенным органом в стране отправления.
- Таможенное оформление товара или продукции в стране-импортере. С этой целью заполняются таможенные все необходимые декларации и уплачиваются таможенные налоговые сборы. Таможенное оформление может осуществляться не только самим получателем, но также таможенным представителем, действующим строго в рамках договорных отношений. Если законодательной базой в государстве импорта предусматривается процедура ветеринарного или фитосанитарного контроля в отношении импортируемых товаров, то эта процедура производится в условиях контрольно-пропускного пункта.
В ситуациях, когда после процедуры таможенного оформления на границе последующий процесс доставки товара/продукции грузополучателю находится под таможенным контролем, требуется соблюдение следующих правил:
- внесение денежных средств на депозит таможенного органа или предоставление банковской гарантии, обеспечивающей уплату таможенных пошлин и налоговых сборов. Никаких гарантий на речной транспорт или на авиарейсы не потребуется, если в транзитной воздушной гавани имеется таможенный орган.
- если транспортировка продукции или товара осуществляется назначенным таможенным перевозчиком и таможенным сопровождающим, никаких гарантий при перемещении груза по железной дороге не потребуется. Автомобильная транспортировка грузов предполагает перевозку в соответствии с книжками МДП (Carnet TIR).
Принимая во внимание основные правила и особенности международных автомобильных грузоперевозок нужно понимать, что любые транспортные средства должны в обязательном порядке обладать свидетельством по допуску к перевозкам с необходимыми таможенными печатями и пломбами, или с разовым допуском к работе в сфере услуг по транспортировке.
Очевидно, что в системе мировой экономики, которая на сегодняшний день проходит достаточно сложные процессы глобализации, значимую роль играют разнообразные международные перевозки груза. В настоящее время международная перевозка может выполняться не только с территории иностранного государства в Российскую Федерацию, но также с территории Российской Федерации на территорию, принадлежащую иностранному государству.
Понятие международной автомобильной грузоперевозки
В настоящее время международные автомобильные перевозки грузов имеют особое значение с точки зрения перспектив развития национальных экономик во всем мире. Именно такой транспорт значительно облегчает транспортировку импортируемых и экспортируемых товаров через границы, а также обеспечивает процессы глобализации значимых мировых рынков с существенным увеличением задействованных товарных потоков.
С учетом положений российского национального законодательства и действующих международно-правовых документов можно легко определить международную перевозку грузов автомобильным транспортом с точки зрения термина. В этом плане речь идет о перевозке грузов с привлечением автотранспортного средства, на котором товары пересекают территорию одного или нескольких государств, а также о перевозке, с помощью которой товары принимаются для перевозки в одном штате в определенное место назначения в другой стране.
Следует иметь в виду, что организация автомобильного транспорта международного значения требует более серьезной, а также максимально ответственной подготовки, чем организация внутреннего транспорта. Ценность международных автомобильных перевозок грузов в современных условиях очевидна. Рассматривая автомобильные перевозки, прежде всего, хотелось бы отметить одно важнейшее преимущество перед другими видами транспортных средств. Именно автотранспорт представляет возможность адаптировать рейс к вполне конкретным потребностям клиента, что делает обслуживание удобным и практически общедоступным.
Как показывает многолетний опыт, современный автомобильный транспорт, способный наилучшим образом удовлетворить все потребности внешнеторговых организаций в перевозке грузов, сегодня занимает одно из главных мест в организации транспортной деятельности. Также он является основополагающим видом транспорта, одним из самых надежных и наиболее перспективных с точки зрения дальнейшего развития в сфере логистики.
Развитие автотранспорта в грузовой логистике
В Российской Федерации основополагающей целью в сфере развития транспортной логистики является реализация полного комплекса мер, которые ориентированы на обеспечение своевременной и максимально качественной доставки товаров и продукции, а также на четкость и на оперативность процесса совершения сделок. Другими словами, ключевыми направлениями такой деятельности являются повышение роли логистики на существующем мировом рынке.
Международные автомобильные перевозки в Российской Федерации в настоящее время оцениваются в 30 миллиардов долларов в год. Такие грузоперевозки охватывают все страны Европы и Азии, а также осуществляются по целому ряду других направлений. На международные автомобильные перевозки приходится около половины всего объема перевозок по регионам Российской Федерации. Все перечисленные аспекты является неотъемлемой частью бюджета государства.
На протяжении более полувека действующая международная система автомобильных перевозок, основанная на системе транзитных перевозок, базируется на международной Конвенции. Она предоставляет европейским и российским таможенным органам уникальную систему контроля, которая защищает экономические интересы каждого государства.
Любая страна, в которую въезжают транспортные средства из другого государства, обязана предоставить упрощенное таможенное оформление для процедур доставки, транзита и государственных перевозок. Указанная система эффективно и очень успешно работает во многих странах, в том числе и на территории Российской Федерации. Комплекс мер, направленных на процесс улучшения ситуации, в значительной степени повышает эффективность международных автомобильных перевозок и сокращает время, необходимое для прохождения процедуры таможенного оформления.
Правовые аспекты и обязанности сторон
Грузовые автомобильные перевозки являются производственным процессом, осуществляемым с непосредственным участием автомобильных транспортных средств. Такой процесс заключается в выполнении целого ряда операций, представленных погрузкой, а также перевозками и выгрузкой материальных веществ или грузов. При этом, в процессе выполнения этих операций осуществляется изменение пространственного положения груза.
При осуществлении автомобильных перевозок международного значения должны учитываться не только обязательства, но и права сторон, непосредственно участвующих в процессе по перевозке грузов и товаров. Поскольку в международных автомобильных перевозках грузов участвуют несколько сторон, то все права и обязанности каждой из них должны рассматриваться исключительно отдельно.
Отправитель несет ответственность за все расходы и ущерб, прямо взаимосвязанные с отправкой, если он предоставил неточные/недостаточные данные для получения полной информации по накладным расходам и другим вспомогательным документам. В указанной ситуации сам грузоотправитель имеет право потребовать от перевозчиков, чтобы они тщательно проверяли вес брутто и общее количество перевозимых грузов, которые измеряются в разных единицах измерения. Помимо всего прочего, он также имеет право проверять содержимое транспортируемого груза.
Отправитель полностью несет ответственность перед перевозчиками в случае ущерба, причиненного используемому имуществу, а также людям и/или оборудованию. Ответственность покрывает все расходы, напрямую взаимосвязанные с упаковкой, за исключением ситуаций, когда в процессе доставки были выявлены визуальные или общеизвестные дефекты, а также нарушения. Грузоотправители обязуются приложить к сопроводительной документации всю необходимую информацию с целью прохождения процедуры таможенного оформления или других официальных процедур.
На грузоотправителя возлагается ответственность перед перевозчиком за любые убытки, спровоцированные отсутствием информации или наличием ошибок при оформлении перевозки груза. Между тем, не следует забывать о правах и обязанностях, возлагаемых на самого перевозчика. После того, как товар прибывает в пункт назначения, получатель имеет законное основание для запроса второй копии накладной на товар и получить квитанцию по получению груза.
Следует отметить, что в настоящее время грузовые автомобильные перевозки позволяют доставлять товары практически во все европейские и другие страны. По этой причине для любой автомобильной перевозки грузов основным требованием на сегодняшний день является процесс прохождения обязательного государственного страхования ответственности. Этот аспект взаимосвязан с тем, что во время поездки возможны различные ситуации. Страховым полисом должны в полной мере покрываться все убытки, в том числе и условные. В случае возникновения спорных ситуаций, взаимосвязанных с международной перевозкой грузов, сторона, подающая жалобу, может самостоятельно обратиться в компетентные органы государств, прямо участвующих в перевозке, на основании предварительно согласованных сторонами договоров, а также в соответствии с судебными инструкциями.